Киноавтоответчик и бронирование кинобилетов, тел.: 2-6-00000

SOS! Отправьте слово SOS на номер +7 965 903 33-33
Укажи зал, примерное местоположение злодея, причину. И всё сразу изменится к лучшему.

Мобильное расписание
Отправь: Луч (текущее расписание), Луч2 (грядущее расписание) на номер +7 965 903 33-33

История

История РКК Луч

История кино в Красноярске началась в 1908 г., когда город посетил с двухнедельными гастролями для демонстрации кинематографа инженер-техник Василий Александрович Поляков. Его приняли с большим энтузиазмом, и Поляков решил основать в Красноярске постоянный кинозал, получивший название «Кинемо». В апреле 1908 года Совет старейшин Красноярского Общественного собрания предоставил в Городскую Управу план и заявление техника В.А.Полякова, который просил о разрешении построить в восточной части городского сада деревянное здание-барак для демонстрации в сезон 1908—1909 года кинематографа. Плата указывалась по 200 рублей за сезон с обязательством освещать не только место около здания, но и всю боковую аллею, ведущую от главной аллеи на восток. Наблюдение за постройкой предлагалось возложить на Городского Архитектора. Это был небольшой павильон, который имел размеры 4 на 7 саженей (~9x15м), построен в облегченных конструкциях, в композиции фасадов были использованы мотивы модерна. Поляков заключил с российским филиалом французской фирмы «Братья Пате» (изобрели фонограф и патефон, занимались кино-промышленностью) договор о поставке в Красноярск фильмов, поэтому «Кинемо», переименовали в «Патеграф».Сеансы проходили с 18:00 до 22:00, стоимость составляла от 30 до 60 копеек, детский билет стоил 20 копеек. Кинотеатр простоял с марта до зимы, когда из городского сада кинотеатр перевели в дом Купеческого собрания.

Садовая Комиссия согласилась продлить Полякову аренду того же участка земли на лето 1910 года за плату не менее 500 рублей, но на дальнейшие 6 лет здание под театр-кинематограф следовало устроить на другом, предоставленном Комиссией, месте. Так как барак Полякова представлял из себя «безобразящий сад, сарай» по мнению гласного Г.Ф.Мякотина, то новое здание кинематографа должны были выстроить капитально, безопасной конструкции (поскольку аппараты для кинематографа представляли значительную опасность) по проекту, одобренному Городской Управой. Стоимость нового здания должна была быть не менее 3 000 рублей.

Новое здание разрешили построить на окраине сада. Архитектором его был Сергей Григорьевич Дриженко. Кинематограф вмещал 130 кресел и четыре ложи. Здание было передано в залог Городскому Общественному Управлению, как обеспечение по договору. По 4-му пункту договора Поляков обязан был здание кинематографа застраховать в полной его стоимости, не ниже 3 000 рублей, полисы предоставить в Городскую Управу с надписью о том, что в случае уничтожения здания пожаром — страховая премия передавалась бы в распоряжение Городской Управы, остатки которой (по удержании причитающихся городу платежей) выдавались бы Полякову. Аренда участка земли под этим зданием была назначена в 1500 рублей в год.

22 сентября 1913 года здание сгорело. Пожар возник при сильном ветре, после пронесшейся над городом бури. Это было днем, причем, в праздник. Только благодаря этому дружина Пожарного Общества смогла быстро доставить большое число «охотников» к месту возгорания. День был холодный, сгорело не только здание кинематографа, но и забор, и ближайшие деревья северо-восточной части сада. Кроме этого, пострадали центральные провода и столб электрического освещения. Хорошо, что в это время в здании не было публики! При легкости материала, из которого было сооружено здание, окраске стен масляной краской, при его высоте и обширности пламя быстро превратилось в море огня, а быстро сгорающая обшивка дала угли и головни, которые порывами ветра разносились далеко в соседние кварталы. Грозила большая опасность домам, расположенным напротив сада. Арендатор Поляков возбудил ходатайство о разрешении ему возобновить здание. Правление и Наблюдательный Комитет Красноярского Общества взаимного страхования, обсудив условия пожара, пришли к заключению, что разрешение новой постройки подобного здания невозможно и просили Городскую Управу внести в Думу вопрос о недопустимости возобновления в городском саду здания кинематографа и вообще возведения в городе общественных зданий для публичных зрелищ сплошного деревянного типа. Заявление Противопожарной Комиссии было послано городскому юрисконсульту, который дал следующие рекомендации: " На предложение Городской Управы дать свое заключение по вопросу — может ли Управа, на основании договора с Поляковым, не разрешать ему постройку нового здания под кинематограф в городском саду вместо сгоревшего, — имею честь сообщить, что договор с Поляковым такого права Управе не дает, почему Управа запретить постройку на основании договора не может. И, если запретить, то такое запрещение будет нарушением договора и послужит основанием г.Полякову для предъявления иска к Управе об убытках".

Поляков был приглашен на совещание Городской Управы совместно с представителями Городской Противопожарной Комиссии, Пожарного Общества и Общества взаимного страхования, где ему было предложено отказаться от аренды участка в городском саду. Однако, Поляков не изъявил согласия ни расторгнуть договор, ни изменить его отдельные пункты.

Одновременно с боязнью возникновения пожара к кинематографу начали предъявлять претензии и другого вида. Группа гласных 14 ноября 1913 года предоставила в Думу заявление. В нём отмечалось, что кинематографы приносят владельцам громадный доход при сравнительно малых затратах. Гласные предлагали поставить на повестку дня вопрос об открытии городского кинематографа и, если возможно, закрыть частные, безразлично, каким путем это будет сделано (покупкой или другим устранением).

Противостояние Городской Управы и Полякова продолжалось. За сгоревшее здание Самарский мещанин Василий Александрович Поляков, по его мнению, должен был получить от Северного Страхового Общества страховую премию около 6 000 рублей. Но Красноярская Городская Управа, ссылаясь на параграфы 1,4 договора от 29 апреля 1913 года, наложила запрет на выдачу Полякову денег, требуя ее в обеспечение договора аренды. А Поляков заявлял, что никакой задолженности по аренде за ним не числится, поэтому удерживать страховую премию нет оснований. Тем более, что им письменно заявлено Городской Управе о том, что новый театр будет выстроен, а Поляков обязан был только страховой полис передать Городской Управе, как обеспечение дальнейшего исправного платежа аренды.

Страховая премия нужна была Полякову для возведения нового здания, вместо сгоревшего, а невыплата этих денег приведет к проблемам в строительстве и причинит громадные убытки. Получалось, что Управа арендные деньги исправно получала, а эксплуатировать арендованное место возможности не давала. За пустое место в городском саду Поляков не хотел и не обязан был платить по 1500 рублей аренды.

После пожара 22 сентября 1913 года Городская Управа неоднократно напоминала Полякову о пункте 4-м договора и о предоставлении полиса, но тот полис так и не представил, ссылаясь на то, что сам его не получал от Северного Страхового Общества, где здание было застраховано. Вопрос был поднят в Думе, где путем голосования решили страховую премию Полякову выплатить. Но ввиду отказа Полякова выполнить 4-й пункт договора Управа поручила поверенному города К.Н.Сыромятникову предъявить В.А.Полякову иск о требовании страховой премии в сумме 5300 рублей Северного Страхового Общества. 30 апреля 1915 года комиссия Красноярского строительного отделения Енисейского губернского управления во главе с архитектором Соколовским подписала акт на право эксплуатации нового здания кинематографа.

Помня о былом пожаре, были приняты все меры для обеспечения противопожарной безопасности — к выстроенному театру была проведена водопроводная вода, здание было оснащено противопожарными кранами. В июне 1915 года кинотеатр В.А.Полякова был торжественно открыт. Деревянное здание было построено в формах модерна, украшенное башенками со шпилями и легкой нарядной резьбой. По свидетельству Полякова это здание было красивее прежнего и прослужило до 60х годов.

В 1930х годах кинотеатр «Патеграф» был переименован в «Луч» и простоял в таком виде до начала строительства нового кинотеатра. По проекту под одной крышей размещались два кинотеатра – для демонстрации художественных фильмов на 800 мест и кинохроники на 100 мест, со своим входом и выходом, способный работать самостоятельно. Фойе на 350кв.м, где планировалась и эстрада. Кинотеатр был облицован железобетонными плитами, рядом нарисовали фонтан.

Проект кинотеатра разрабатывался творческой группой института «Красноярскгражданпроект» под руководством главного архитектора города Валерия Александровича Лопатина. Работа над проектом началась в 1965 году, стройка объекта 1968-1970 гг., акт о приеме кинотеатра в эксплуатацию был подписан государственной комиссией 22 апреля 1970 года и в городе появился второй (после «Юбилейного») широкоформатный кинотеатр.

На первый показ зрителей позвали 30 апреля 1970 года. Демонстрировался цветной широкоформатный художественный фильм «Бурьян» (киностудия Довженко), сеансы проходили каждые два часа, первый – в 10, последний – в 22. Зал хроники начал работать позже. Как удалось установить из киноафиш, печатавшихся ежедневно в газете «Красноярский рабочий» - в декабре 1970 года («С тобой, Россия», «Подвиг», Штрихи к портрету» и др.). «Луч» считался одним из лучших кинотеатров и даже был представлен на выставке ВДНХ СССP в 1980г.

Очередная реконструкция/перестройка кинотеатра началась в 2001-2002гг. Здание было сдано в долгосрочную аренду сохранением основного профиля деятельности. Конкурс выиграла фирма «Малтат». В ходе перестройки площадь здания была увеличена в 2,5 раза с 2500кв.м до 6500кв.м, по сути от старого Луч’а остались только стены большого зала, были полностью заменены все системы тепло и водоснабжения, канализации, электричество – к/т был практически отстроен заново. «Луч» стал первым в городе мультиплексом – к/т с тремя и более залами в то время были только в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, наш – один из самых больших. И четвертым современным кинотеатром с системой Dolby (Пикра, Эпицентр, Чайка). Изначально в к/т было 3 зала, оснащенных по последнему слову техники, позже появился 4-й (Ваниль), общая вместимость залов составляла 1051 кресло. Дополнительная развлекательная инфраструктура. Отечественные фильмы демонстрировались со скидкой 10% по договору с городским управлением культуры. Сеансы начинались с интервалом в 30 минут, - в любой момент придя в кино можно попасть на какой-нибудь сеанс. Средняя посещаемость кинотеатра от 5000 до 7000 человек в день. Отдохнуть в комплексе смогут одновременно 2,5 тысячи человек.

Открытие нового «Луча» состоялось 12 декабря 2002.

В 2005 году «Луч» вошел в пятерку лучших кинотеатров России по итогам официального голосования альянса кинопрокатных организаций России (АНКО), а в 2006г. на V Национальной церемонии «КИНО ЭКСПО» стал лауреатом в номинации «Лучший региональный кинотеатр».

* История развития кинотехнологий РКК Луч *